Кисты придатка яичка и семенного канатика (сперматоцеле и фуникулоцеле). Оперативное лечение

Киста придатка

Киста придатка яичка

Кисты придатка яичка (или по другому сперматоцеле) – патология, при которой имеется  округлой формы, безболезненное объёмное образование в области мошонки. Киста представляет собой скопившуюся кистозную жидкость, окружённую плотной оболочкой. Является частым заболеванием мошонки. Возникает у мужчин в любом возрасте. Преимущественно обнаруживается в области головки придатка. Кисты бывают не только единичными, но и множественными. Причины возникновения различны. Фуникулоцеле – киста, образующаяся в результате скопления серозного секрета между листками оболочки семенного канатика. Фуникулоцеле характеризуется появлением пальпируемого шаровидного образования, не связанного с яичком и придатком; иногда - ноющими болями в мошонке, усиливающимися при ходьбе и активности. В диагностике фуникулоцеле определяющую роль играет пальпация и УЗИ органов мошонки, диафаноскопия. При фуникулоцеле, доставляющем эстетический дискомфорт или сопровождающимся клинической симптоматикой, проводится хирургическое лечение - вылущивание кисты семенного канатика.

Возникновение кист обусловлено следующими причинами:

• перенесённые травмы в области мошонки
  • врождённое образование данной патологии
  • воспалительные заболевания яичек и их придатков

Проявления кисты придатка яичка и семенного канатика

Симптомы кисты придатка яичка и семенного канатика у мужчин не всегда ярко выражены. Очень часто заболевание совсем себя не проявляет и выявляется случайно при выполнении гигиенических процедур. В других случаях при развитии данной патологии мужчины жалуются на возникающие в мошонке болезненные ощущения, отдающие в паховую область. Чаще всего бессимптомно протекают кисты, локализованные в хвосте придатка. В таких случаях пациентов после тщательного обследования и постановки диагноза подвергают всего лишь периодическому наблюдению. Как правило, со временем киста увеличивается в размерах и начинает беспокоить пациента, иными словами, симптомы кисты придатка яичка у мужчин начинают проявляться. Усиление болей отмечается при изменении атмосферного давления, а также во время или после проведения полового акта. Иногда развитие кисты придатка яичка сопровождается потливостью, ощущением холода в мошонке, болями в нижней части живота и в области промежности. Иногда даже небольшие по размеру кисты, расположенные в головке придатка, могут повлечь за собой постоянные боли. В таких случаях, киста уже нуждается в лечении. Размеры образовавшейся кисты не всегда пропорциональны степени выраженности болевых ощущений при этой патологии. Например, киста придатка яичка, располагающаяся в головной части эпидидимиса и имеющая размер всего лишь около 2 мм, способна вызывать у пациента постоянные сильные боли. В то же время крупная киста диаметром 2 см и более, возникшее в хвостовой части придатка, может вовсе не проявляться какими-либо болезненными ощущениями. В ряде случаев при данном заболевании происходит сдавливание просвета придатка, что вызывает нарушение транспорта сперматозоидов. Именно по этой причине киста придатка яичка может привести к бесплодию.

Диагностика данной патологии основана на следующем:

• пальпация органов мошонки
  • диафаноскопия или просвечивание мошонки светом
  • ультразвуковое исследование мошонки с допплерографией

Детальное обследование пациента и грамотный анализ истории развития заболевания позволяют точно установить причины возникновения патологии и провести её эффективное лечение.

Лечение кисты придатка яичка и семенного канатика

Если киста имеет небольшие размеры и не вызывает каких-либо неприятных ощущений, то мужчине не требуется проходить специальное лечение. Лечение проводится если имеет место обострение болевого синдрома при значительном увеличении кисты в размерах, а также при мужском бесплодии из-за сдавливания кистой путей прохождения сперматозоидов. Лечение только оперативное. Перед проведением операции по удалению кисты придатка яичек пациенту сбривают волосы над лобком и в паху. Наложенные швы снимают спустя неделю после операции, а половую жизнь можно возобновлять через 7-10 дней после хирургического вмешательства. Операция может проводиться как под местным, так и под общем обезболивании. Состоит в том, что после выполнения разреза на мошонке, из ее полости выводится яичко и производится иссечение кисты. После этого яичко погружают в мошонку и рана ушивается косметическим швом. С целью профилактики воспалительных процессов проводится курс антибактериальной терапии. В качестве профилактики этого неприятного и чреватого бесплодием заболевания рекомендуется всевозможное предохранение мошонки от травм и воспалительных заболеваний.