Водянка оболочек яичка (гидроцеле)

Гидроцеле (водянка оболочек яичка) - это заболевание, при котором между листками влагалищной оболочки яичка происходит скопление жидкости, которая продуцируется эпителием самой оболочки.

Гидроцеле слева

Классификация гидроцеле

Гидроцеле может быть:

• Врожденным
  • Приобретенным

Приобретенная водянка оболочек яичка связана с различными воздействиями на яичко и его оболочки: травмы, воспаление, перенесенные операции на семенном канатике, операция по поводу варикоцеле.

Врожденная водянка оболочек яичка встречается у 10 % новорожденных мальчиков. Однако у большей части она самостоятельно разрешается к первому году жизни ребенка. Эта так называемая, физиологическая водянка яичка, и ее механизм тесно связан с внутриутробным механизмом опущения яичек в мошонку.

Причины и механизмы возникновения гидроцеле

Среди причин водянки яичка, выделяют травмы, воспаление, перенесенные операции, а также врожденные причины, связанные с некоторыми анатомическими особенностями.

• Незаращение влагалищного отростка брюшины. Это может быть причиной врожденной водянки яичка. В процессе эмбриогенеза, когда происходит развитие плода в утробе матери, яичко опускается из брюшной полости в мошонку, при этом во время прохождения через паховый канал оно захватывает с собой и брюшину, которая служит влагалищной оболочкой как для семенного канатика, так и для яичка. После рождения через некоторое время этот отросток брюшины зарастает. Однако, если этот отросток не зарос, происходит так называемая сообщающаяся водянка. Кстати, этот же механизм играет роль и в возникновении врожденной мошоночной грыжи. При наличии сообщения между полостью мошонки и брюшной полостью, из последней в мошонку медленно, но постоянно проникает жидкость. А это приводит к возникновению водянки.
  • Избыток секреции оболочками яичка серозной жидкости
  • Воспалительные заболевания яичка или его придатка (орхиты, орхоэпидидимиты)
  • Травмы мошонки
  • Опухоли мошонки и ее органов
  • Послеоперационная водянка. В основном встречается после операций по поводу варикоцеле и паховых грыж.
  • Во взрослом возрасте причиной гидроцеле может также быть и такое заболевание, как филяриоз. Это паразитическое заболевание, вызванное Wuchereria bancrofti.
  • При циррозе печени, когда имеется пропотевание жидкости в брюшную полость (асцит), плевральную и в оболочки яичек.

Диагностика водянки яичка

В диагностике водянки яичка играют роль следующие методы исследования:

• Пальпаторный осмотр
  • Диафоноскопия
  • УЗИ мошонки

Диафаноскопия – это метод диагностики, который заключается в том, что орган просвечивают лучом света. При этом данный способ позволяет отличить водянку от других заболеваний, например, грыжи. Дело в том, что если в мошонке имеется только жидкость (как в случае с водянкой), то мошонка довольно хорошо просвечивается.

УЗИ органов мошонки наиболее точный метод диагностики, как водянки яичка, так и мошоночной грыжи. Оно позволяет врачу увидеть наличие жидкости и даже приблизительно оценить ее объем. В случае же наличия в мошонке петель кишечника УЗИ так же позволяет их увидеть.

Наиболее же простым и самым первым этапом диагностики водянки является пальпация мошонки врачом. При этом в случае водянки обычно отмечается эластичность припухлости в мошонке, а при наличии грыжи может прощупываться петля кишки.

Проявления водянки оболочек яичка (гидроцеле)

При водянке в области мошонки с одной, реже с обеих ее сторон, отмечается безболезненная припухлость, которая на ощупь довольно эластичная. Никакого покраснения, болезненности в области этой припухлости как правило не бывает.

Чем опасна водянка яичка

• Присоединение воспалительного процесса и развитие орхита
  • Травма мошонки с развитием гематомы мошонки (разрыв сосудов и скопление крови)
  • Нарушение кровоснабжения яичка ввиду сдавления сосудов, а также нарушение сперматогенеза