Острый пиелонефрит (острое воспаление почки)

Острый пиелонефрит представляет собой острый воспали­тельный процесс в почечной паренхиме и чашечно-лоханочной сис­теме. В большинстве случаев он протекает как тяжелое инфекци­онное заболевание, сопровождающееся выраженной интоксикаци­ей. Острый пиелонефрит может быть первичным, если ему не предшествуют заболевания почек и мочевых путей (занос воспалительного агента из другого органа кровотоком), и вторичным, если он возникает на почве другого урологического заболевания, приводящего к нарушению оттока мочи, воспалительных заболеваниях нижних мочевых путей. Заболевание встречается во всех воз­растных группах, однако им чаще болеют дети, а также женщины молодого и среднего возраста. Острый пиелонефрит составляет 10–15% всех заболеваний почек.

В течение острого пиелонефрита различают две стадии: сероз­ное и гнойное воспаление. Гнойные формы пиелонефрита развива­ются у 25–30% больных.

К тяжелым гнойным воспалительным процессам почки относят апостематозный (гнойничковый) пиелонефрит, карбункул и абс­цесс почки, пионефроз. В ряде случаев заболевание может осложниться сосочковым некрозом (некротический папиллит).

Симптоматика и клиническое течение

Для первичного острого пиелонефрита характерна триада симптомов — высокая температура тела, боль в поясничной области, изменения в моче, характерные для воспалительного процесса (лейкоцитурия, бактериурия). В клинической картине различают общие и местные симптомы. Первичный острый пиелонефрит сначала проявляется общими симптомами: ознобом, повышением температуры тела до высоких цифр, обильным потоотделением и головной болью (пре­имущественно в лобных долях), болью в мышцах и суставах, тош­нотой, рвотой, общим недомоганием. Язык сухой, обложен. Пульс частый. Такие признаки наблюдаются при разнообразных инфек­ционных заболеваниях, поэтому возможны диагностические ошиб­ки. Местные симптомы связаны с появлением болей в области поч­ки, пораженной воспалительным процессом в поясничной об­ласти, подреберье. Боли могут быть интенсивными, но тупыми и носят постоянный, а не приступообразный характер. Температура тела по вечерам достигает 39–40 °, ознобы, и снижается к утру до 37,5–38 °С, симптом «покалачивания» поло­жительный.

Мочеиспускание, как правило, не нарушено, кроме тех случаев, когда острый пиелонефрит является осложнением острого цистита либо приводит к воспалительному процессу в мочевом пу­зыре. Количество мочи чаще уменьшено вследствие обильного по­тоотделения.

У детей, особенно раннего возраста, нередко острый пиелонеф­рит проявляется высокой температурой тела, рвотой, возбуждени­ем, менингеальными симптомами, лейкоцитурией. Подобная кли­ническая картина наблюдается у детей при ряде других инфекционно-воспалительных заболеваний, поэтому распознавание острого пиелонефрита у них в начале заболевания особенно сложно. Наиболее ярко эти симптомы выражены у новорожденных и груд­ных детей. Старшие дети жалуются на головную боль, частые бо­лезненные мочеиспускания.

Диагноз

В диагностике острого первичного пиелонефрита основным критерием являются клиническая симптоматика и ре­зультаты лабораторных исследований.

В ранней стадии острого первичного пиелонефрита, когда еще отсутствует лейкоцитурия, клиническая картина заболевания не­редко ошибочно расценивается как проявление холецистита, ап­пендицита, гриппа, брюшного тифа и других инфекционных забо­леваний. В связи с этим распознавание первичного острого пиело­нефрита представляет весьма важную и ответственную задачу.

В анамнезе обращают внимание на наличие гнойных очагов в организме (фурункул, гайморит, пульпит, мастит, остеомиелит и др.), а также на перенесенные инфекционные заболевания (грипп, ангина, пневмония, холецистит, энтероколит и др.). Бактериологическое исследование мочи имеет целью не только выяснение характера микрофлоры, но и количественное ее опреде­ление, подсчет количества микроорганизмов в 1 мл мочи. Однако если у здоровых лиц в моче, как правило, обнаруживают не более 2–10 микроорганизмов в 1 мл мочи, то при возникновении инфекцион­ного процесса в почках или мочевых путях иногда происходит существен­ное увеличение степени бактериурии — 105 и более микроорганиз­мов в 1 мл мочи.

Укоренившееся мнение о необходимости взятия мочи для бактериологического исследования у женщин путем катетеризации мочевого пузыря неверно, так как при проведении катетера по уретре происходит инфицирование мочевого пузыря. В связи с этим для исследования берут среднюю порцию мочи при самостоя­тельном мочеиспускании после предварительной тщательной обра­ботки наружных половых органов в области наружного отверстия мочеиспукательного канала ватным шариком, смоченным антисеп­тическим раствором (раствор фурацилина 1:5000, 2% раствор борной кислоты). В последние годы появилась возможность определять степень бактериурии влечение 2–6 ч по изменению оптической плотности мочи или с помощью специальных пластин (урикульт). Одновре­менно производится определение чувствительности микроорганиз­мов к антибиотикам и химиопрепаратам различными методиками.

Учитывая разницу в лечебной тактике при первичном и вторичном остром пиелонефрите для их дифференциальной диагностики в первую очередь необходимо определить характер оттока мочи из почек. Если он не нарушен, то имеет мес­то первичный пиелонефрит, если нарушен — вторичный. Для этих целей применяют ультразвуковое исследование почек (как менее инвазивный и малотравматичный метод), компьютерную томографию почек и мочеточников с контрастированием (наиболее информативно).

Лечение

При блокаде верхних мочевых путей (ВМП) камнем (камень мочеточника), то есть при вторичном остром пиелонефрите, сначала рекомендовано дренирование ВМП, после чего приступать к назначению препаратов.

В течение 3 суток проводится противовоспалительная, антибактериальная, инфузионная терапия и желательно в условиях урологического стационара. Если не отмечается положительной динамики от лечения, более того, по данным компьютерно-томографического исследования с контрастированием почек определяются участки деструкции в почечной паренхиме (то есть предполагаемые гнойные очаги), показана операция, которая заключается в ревизии почки, декапсуляции («оголение гнойников»), нефростомии.

Длительно не оперированный гнойный процесс почки может закончится органоуносящей операцией (нефректомией), сепсисом.  вПо данным литературы 5 % случаях гнойного пиелонефрита удается обойтись без операции.