Лечение доброкачественной гиперплазии предстательной железы (Аденомы простаты)

Лекарственная терапия дает возможность значительно уменьшить жалобы пациента, улучшить нарушенное мочеиспускание, создать условия для нормализации качества жизни, хотя и не позволяет излечить доброкачественную гиперплазию предстательной железы (ДГПЖ), особенно если речь идет о пациенте сравнительно молодого возраста (начиная с 40 лет). Медикаментозное лечение малоэффективно пациентам с осложненным течением ДГПЖ. Основные лекарственные средства — это альфа-1-адреноблокаторы, финастерид и экстракты Serenoa repens и Pygeum africanum (сливы африканской).

Альфа-1-адреноблокаторы альфузозин, доксазозин, празозин, тамсулозин и теразозин проявляют сходную клиническую эффективность. Их применение целесообразно при ирритативных проявлениях ДГПЖ. Эффект развивается в первые же дни.

Ингибиторы 5-альфа редуктазы. Финастерид наиболее эффективен при объёме ДГПЖ не более 40-50 см3. Об эффективности лечения судят после 4—6 мес терапии. Производные Serenoa repens и Pygeum africanum показаны при начальных и умеренных симптомах ДГПЖ. Эффект достигается через 2—3 мес. В период лечения контрольные осмотры должны проводиться не реже 1 раза в год. Также на рынке лекарственных средств появился новый препарат с улучшенными свойствами Дутастерид.

Оперативное лечение ДГПЖ

Обезболивание операций на предстательной железе зависит от общего состояния организма больного, сопутствующих заболеваний. Виды обезболивания:

- общий наркоз (интратрахеальный) – при этом виде обезболивания больной находится на операции без сознания. Применяется редко, при противопоказаниях для эпидуральной анестезии.

- эпидуральная анестезия – это более безопасный метод обезболивания, она заключается в введении местного анестетика (например, ропивакаина, маркаина) в эпидуральное пространство с помощью иглы. Таким образом анестетик блокирует все нервные пути, идущие от и к спинному мозгу, отвечающие за иннервацию тела больного ниже пупка. Для этого анестезиолог делает укол особой иглой в место между 4 и 5 поясничными позвонками. Обращаем внимание, что игла вводится не в спинной мозг, а над его оболочкой – в область эпидурального пространства. При этом больной находится на операции в сознании.

Трансвезикальная аденомэктомия

Хирургия ДГПЖ.Операция заключается в том, что хирург делает продольный срединный разрез между пупком и лоном. Предварительно в мочевой пузырь больного наполняется стерильным раствором жидкости (например, фурациллином). Хирург выделяет наполненный мочевой пузырь и вскрывает его. При этом доли ДГПЖ видны в полости мочевого пузыря. Далее после небольшого разреза вокруг аденомы, последняя вылущивается пальцем хирурга. Далее больному в мочеиспускательный канал устанавливается силиконовый катетер. Мочевой пузырь ушивается. На кожу накладывают швы. Эта операция одна из самых первых, которая начала использоваться в хирургии ДГПЖ и в то же время – наиболее травматичная, требуется более длительное восстановление в послеоперационном периоде, в отличие от операции Милина и малоинвазивных эндоскопических трансуретральных операций.

Позадилонная аденомэктомия по Милину (или по другому Лидскому, Лидскому-Милину)

Вылущенная аденома предстательной железы при операции МилинаДелается продольный разрез на 2 см выше лона в сторону пупка. Хирург выделяет наполненный мочевой пузырь, предстательную железу и вскрывает её без рассечения мочевого пузыря. Доли ДГПЖ вылущивается пальцем хирурга. Далее больному в мочеиспускательный канал устанавливается силиконовый катетер (его также можно установить в начале операции). Простата ушивается. Послойно швы на рану.

Малоинвазивные операции (операции с наименьшим травматическим компонентом для организма)

Перечислим подробно методы малоинвазивных хирургических вмешательств, применяемых при аденоме предстательной железы:

• трансуретральная резекция предстательной железы (ТУРП или ТУР) считается на сегодняшний день "золотым стандартом" оперативного лечения ДГПЖ во всем мире

Метод заключается в том, что с помощью специального эндоскопического оборудования, которое вводится в мочеиспускательный канал производят резекцию (иссечение) ДГПЖ. Для этого применяется метод электрорезекции, то есть иссечение тканей аденомы с помощью переменного электрического тока. Преимущества этого метода в том, что при этом нет необходимости делать травмирующий разрез мочевого пузыря, вылущивание аденомы пальцем. Ввиду того, что резекция проводится с помощью электрокоагуляции, одновременно коагулируются и мелкие кровеносные сосуды, то есть риск кровотечений намного ниже, чем при обычной операции.

• трансуретральная электровапоризация предстательной железы

при этом так же используется эндоскопическое оборудование, но принцип метода удаления адномы несколько другой. Электровапоризация означает как бы «выпаривание» ткани адномы простаты с помощью все того же переменного электрического тока.

• Трансуретральная инцизия предстательной железы

производится разрез простатического отдела мочеиспускательного канала, который выполняется с целью уменьшения уретрального сопротивления и снижения симптоматики нарушения мочеиспускания. Эта процедура особенно эффективна у больных с небольшими предстательными железами, она вызывает меньше осложнений, чем трансуретральная резекция.

• Лазерные методы

Паллиативные методы (еще менее травматичные методы)

• Микроволновая терапия. В этом методе использована способность микроволн проникать в ткани, вызывая при этом их разогрев. И поскольку глубина проникновения напрямую зависит от используемой частоты микроволн, то, управляя мощностью и длительностью воздействия микроволнового излучения определенной частоты, в пораженных тканях можно создать губительную для них температуру. Таким образом разрушаются ткани аденомы предстательной железы.
  • Фокусированный ультразвук высокой интенсивности
  • Трансуретральная игольчатая абляция
  • Криодеструкция

Последние 4 вида малоинвазивных вмешательств имеют общие принципы действия и заключаются в разрушении тканей аденомы.

Существует еще два метода малоинвазивных вмешательств:

• баллонная дилатация
  • стенты

Этот метод операций похож на метод, который используется в сосудистой хирургии. С помощью специального катетера с баллончиком на конце производится расширение просвета простатического отдела мочеиспускательного канала. Кроме этого, в этот отдел может быть установлен стент – трубочка из особого материала, которая поддерживает определенный диаметр просвета суженной части уретры.

Осложнения операций

К основным осложнениям после операций по поводу аденомы простаты относятся:

• Недержание мочи (1 – 2 %)
  • Стриктура уретры, то есть сращение мочеиспускательного канала (1,6 – 3 %)
  • Импотенция (5 – 15 %)
  • Ретроградная эякуляция (заброс спермы в мочевой пузырь) (40 – 80 %)