Гангрена Фурнье. Что это такое?

Гангрена Фурнье (ГФ) молниеносная спонтанная гангрена мошонки (острый фасциит) представляет собой гангренозный процесс, чаще всего развивающийся после инфицирования тканей мошонки и промежности. Это редкое заболевание, описанное в 1883 г. Фурнье. Несмотря на редкость этой болезни, интерес к заболеванию высок в связи с возможностью летального исхода. Таким больным требуется большой объем неотложной урологии. Основополагающим фактором ГФ считается не только анаэробная инфекция, но и комбинация нескольких микроорганизмов: стафилококковые, стрептококковые бактерии, энтеробактерии, анаэробные бактерии и грибы. Заболевание быстро прогрессирует, вызывая некроз тканей кожи, подкожной клетчатки и мышечной стенки.

Патогенетическими условиями возникновения ГФ считают травму. Гангрена может быть спровоцирована внешними физическими (обморожением, ожогами), химическими (воздействие мышьяком, фосфором, крепкими щелочами или кислотами) факторами и влиянием ионизирующей радиации. Среди внутренних причин, провоцирующих состояние, следует назвать те процессы, которые способствуют расстройству питания тканей. Главным образом, это сосудистые поражения. К ним относят закупорку стволов артерий. Поражения могут быть вызваны и сужением сосудов на фоне спазмов или анатомических изменений, при атеросклерозе, например, который часто является причиной тромбозов, инфарктов.

Клинические стадии течения ГФ:

1. Продромальная стадия, длящаяся от 2 до 7 дней;
  2. Стадия интенсивной боли в области гениталий, что иногда сопровождается отеком окружающих тканей;
  3. Стадия усиления боли и чувствительности вместе с прогрессированием эритемы кожи;
  4. Стадия потемнения кожи над местом поражения, подкожная крепитация;
  5. Стадия гангрены части гениталий, гнойные выделения из раны.

Летальность при ГФ, по данным литературы,  достигает от 30 до 40% и она обычно прямо пропорциональна площади пораженной инфекционным процессом области.

Если кроме тканей мошонки в патологический процесс вовлечено одно или два яичка, то летальность может увеличиться до 90%.

Симптомы. ГФ обусловлены выраженной интоксикацией, бактериемией. Температура тела повышена, обычно до 39° и выше, беспокоят ознобы. Пациенты жалуются на сердцебиение, головную боль, иногда рвоту и тошноту и головокружение, адинамию, слабость. На второй день участок с некрозом кожи достигает размеров пять на пять см и больше. Далее при ГФ отек резко возрастает. Еще через сутки при пальпации под кожей диагностируется крепитация — признак газовой гангрены.

Яички при этом не пальпируются, даже при том, что в воспалительно-некротический процессе они не учавствуют. Часто отек распространяется на внутреннюю поверхность бедер, промежность, половой член, надлобковую область. Участок некроза при ГФ ограничивается на 7-8 день. Далее наступает нагноительный процесс и отторжение омертвевших тканей. Это сопровождается неприятным запахом. В рану обычно пролабируют яички.

Лечение. ГФ является крайне опасным гнойным заболеванием, а из-за молниеносного течения требует неотложного оперативного лечения в комбинации с мощной антибактериальной терапией препаратами широкого спектра действия. После окончания оперативного вмешательства, больные продолжают получать мощную антибактериальную и дезинтоксикационную терапию с использованием препаратов широкого спектра действия до выздоровления. Учитывая разнообразие микрофлоры, используют антибиотики широкого спектра действия. Параллельно больным проводиться контроль функции почек и других органов.

Прогноз. Летальный исход болезни зависит от площади поражения, времени обращения в стационар после начала болезни, оперативности и радикальности хирургического вмешательства. По показаниям проводятся пластические операции по восстановлению мошонки, иногда возможно самостоятельное заживление раны.