Стрессовое недержание мочи у женщин

Стрессовое недержание мочи (или недержание мочи при напряжении) у женщин - это заболевание, характеризующееся непроизвольным выделением мочи при физической нагрузке, смехе, кашле, чихании, половом акте, изменение положения тела. Определение данного заболевания не совсем удачное, так как стресс - это проявление психоэмоционального состояния человека. В этом случае под стрессом понимают моменты при которых повышается внутрипузырное давление, и на фоне приобретенных анатомо-функциональных изменений в тазу, происходит ослабление деятельности сфинктера мочевого пузыря вызывая недержание мочи. Это заболевание является как медицинской, так и социальной проблемой. Недержание мочи встречаются по некоторым данным у 40%-50% женщин. Наиболее часто недержание мочи встречается в возрасте 40 - 60 лет. Многие женщины вынуждены из-за этого менять привычный образ жизни. Избегать людей из круга своего общения, и появления в общественных местах, чтобы не попасть в неловкое положение. Некоторые из них считают это, нормальным возрастным проявлением, не требующего визита к врачу, другие не обращаются из-за чувства стыдливости или отсутствия информации о возможности эффективного лечения.

Причины

Причиной стрессового недержания мочи является в основном возрастное ослабление мышц тазового дна, которому могут способствовать изменения мышечной и соединительной ткани, травмы промежности, нарушение нервной регуляции мышц тазового дна. Эти состояния возникают вследствие тяжелых, затяжных или стремительных родов, после частых родов, различных гинекологических и урологических вмешательствах, опущения или выпадения тазовых органов (стенки влагалища, матка, мочевой пузырь и прямая кишка), возрастного снижения тонуса, тяжелого физического труда и других факторов.

Клиническая картина

Заболевание проявляется непроизвольным и без позыва подтеканием мочи, от нескольких капель до нескольких прокладок в день, при кашле, чихании, смехе и физической нагрузке, приводящей к увеличению внутрибрюшного давления. Возникшие симптомы с течением времени, как правило прогрессируют, количество подтекающей мочи увеличивается, изменяя и нарушая образ и качество жизни женщины. Мысль оказаться «мокрой» не в нужном месте, резко ограничивают повседневную активность, личную и общественную жизнь.

Обследование

Выясняются жалобы, время появления и ход развития заболевания, предлагают заполнить дневник мочеиспусканий, где отражаются все физиологические и патологические изменения акта мочеиспускания в течение 2 и более суток. Выполняется лабораторное исследование крови и мочи. Обязателен осмотр наружных половых органов в урогинекологическом кресле с выполнением кашлевой пробы (контроль непроизвольного выделения мочи при кашле) и натуживанием. Далее проводиться ультразвуковое исследование мочеполовой системы, уродинамическое исследование (оценка функционального состояния мочевого пузыря и уретры),цистоскопия (осмотр мочевого пузыря с помощью специального эндоскопа), выполняется рентгеновское исследование мочевывого пузыря с контрастом на предмет выраженности цистоцеле (опущения мочевого пузыря). Для количественной оценки непроизвольно выделяющейся мочи выполняется тест с прокладкой в течение 1 или 24 часов, при котором измеряется вес прокладки до, и через эти интервалы времени.

Лечение

Стрессовое недержание мочиСтрессовое недержание мочи на сегодняшний день можно с минимальным риском и хорошим эффектом лечить в любых его проявлениях. Эффективным в определенном проценте случаев является лекарственное лечение в виде таблеток, внутримышечных и внутривенных инъекций. При начальных проявлениях и незначительных количествах непроизвольно выделяющейся мочи, могут быть эффективны упражнения для укрепления мышц таза, выполняющиеся самостоятельно (упражнения Кегеля) или с помощью различных приспособлений (терапия биологической обратной связью). Также используется физиотерапия, в виде электростимуляций мышц тазового дна. При выраженной симптоматике применимы только объемзамещающие и хирургические методы лечения. Объемзамещающие методы заключаются в иньекционом ведение специальных гелей в стенку мочеиспускательного канала. Они выполняются в амбулаторных условиях под местной анестезией, более эффективны при начальных проявлениях, отдаленные результаты этих вмешательств изучаются.

В поисках эффективного хирургического лечения недержания мочи было разработано более 300 видов операций. В итоге, последние несколько лет широко и с хорошими результатами, используются биологически инертные синтетические материалы в форме лент, которые устанавливаются в виде «гамака» под мочеиспускательным каналом, усиливая функцию сфинктера мочевого пузыря. Операция выполняется из небольших разрезов, практически без косметических дефектов, длится 15 - 30 минут, и в ближайшие часы или сутки пациент может быть выписан из стационара. В случаях, когда недержание мочи сочетается с опущением или выпадением тазовых органов (стенки влагалища, матка, мочевой пузырь и прямая кишка), необходимо одновременно хирургически устранять и эти опущения (пролапсы). В противном случае, прогрессирование этих заболеваний приведет ослаблению эффекта выполненной операции.