Гиперактивный мочевой пузырь у женщин

Гиперактивный мочевой пузырь – клинический синдром, определяющий ургентное (неотложное) мочеиспускание в сочетании или без ургентного недержания мочи, которое обычно сопровождается учащенным мочеиспусканием и ноктурией (мочеиспускание в период от засыпания до пробуждения ночью). В основном заболеванием страдают и обращаются за помощью лица женского пола.

Установлено, что причиной учащенного и ургентного мочеиспускания у большинства больных является гиперактивность детрузора (мышцы мочевого пузыря). Термин гиперактивность обозначает - непроизвольные сокращения детрузора, которые возникают спонтанно, что приводит к выраженному позыву к мочеиспусканию. Непроизвольные сокращения детрузора возникают во время незначительного наполнения мочевого пузыря.

Клинические проявления

Клиническая картина гиперактивности мочевого пузыря включает симптомы: учащенное, ургентное мочеиспускание в сочетании с ургентным недержанием мочи или без него. Ургентное мочеиспускание представляет собой такое состояние, когда позыв к акту мочеиспускания выражен так сильно, что больные не могут его задерживать на необходимое для них время. Симптом ургентного недержания мочи – это такое состояние, когда больной не в состоянии волевым усилием отменить позыв к акту мочеиспусканию и вынужден осуществлять последний в первые секунды после его возникновения.

Ургентное мочеиспускание и ургентное недержание мочи, со слов больных, наиболее «неприятные» симптомы, они оказывают отрицательное влияние, нередко вызывая нервно-психические расстройства. В тяжелых случаях такие больные имеют социальные проблемы на уровне общения с родственниками и коллегами по работе. Эти симптомы заставляют больных изменять их привычный образ жизни. Многие пациенты вынуждены оставить любимую работу и проводить большую часть своего времени дома, вблизи туалета. Нередко возникают проблемы в семейных отношениях, которые связаны с отказом от половых сношений из-за боязни усиления симптомов или возникновения непроизвольного мочеиспускания в период коитуса.

Диагностика

Диагноз основывается на жалобах, анаместических данных. Далее врач предложит заполнить специальный опросник (дневник мочеиспусканий), который поможет в установке диагноза. Для исключения других заболеваний, при необходимости будут выполнены лабораторных исследований (анализы крови и мочи, мазки на инфекции передающиеся половым путем, на туберкулез и т.п.), УЗИ мочеполовых органов, цистоскопия. Проводится также истометрия – метод диагностики, когда регистрируется взаимосвязь объема мочевого пузыря и давления в нем во время его наполнения. Способность детрузора растягиваться в ответ на поступление жидкости в мочевой пузырь и поддерживать в нем давление на достаточно низком уровне, не вызывающем сокращение детрузора, называется адаптационной способности мочевого пузыря. Нарушение этой способности сопровождается детрузорной гиперактивностью, диагностика которой очень важна в оценке гиперактивного мочевого пузыря.

Лечение

Главная задача лечения, восстановить контроль за накопительной способностью мочевого пузыря, а также обеспечить возможность накапливать нормальный объем мочи. Лечение включает в себя консервативные и оперативные методы лечения.

Консервативные методы лечения:

• медикаментозное лечение;
  • поведенческая терапия;
  • электрическая стимуляция и нейромодуляция.

Оперативные методы лечения:

• денервация мочевого пузыря;
  • илеоцистопластика;
  • миэктомия детрузора.

Медикаментозное лечение – первый и основной метод лечения всех форм гиперактивного мочевого пузыря. Лекарственные средства, применяемые для этой цели, относятся к разным фармакотерапевтическим группам и различают по механизму действия. К побочным эффектам препаратов относят сухость во рту, снижение остроты зрения, запор и наджелудочковую тахикардию. Некоторые препараты противопоказаны при закрытоугольной глаукоме.

Поведенческая терапия представляет собой наиболее простой и безопасный метод лечения гиперактивного мочевого пузыря. Больному предлагают задерживать мочеиспускание при возникновении позыва к нему, увеличивая интервалы между мочеиспусканиями.

Электростимуляция представляет собой прямое или опосредованное (через мышечные волокна, кожу) раздражения слабым электрическим током нервных волокон. Воздействие на определенные нервные волокна приводит к активации разных рефлексов, участвующих в процессе накопления мочи в мочевом пузыре.

Оперативное лечение применяют только в случае неэффективности медикаментозной и других видов консервативной терапии. Наиболее часто используют денервацию мочевого пузыря или его пластику участком желудочно-кишечного тракта, а так же миэктомию. Для денервации мочевого пузыря используют методики, основной задачей которых является снижение детрузорной гиперактивности. Для этого применяют гидробужирование мочевого пузыря, трансвезикальное введение фенола, инъекции ботулинового токсина в стенку детрузора. Пластика мочевого пузыря участком желудочно-кишечного тракта нередко является последним методом лечения больных с гиперактивным мочевым пузырем. Цель операции состоит в создании резервуара низкого давления, что позволяет снизить внутрипузырное давление при непроизвольных сокращениях детрузора и предотвратить ургентное мочеиспускание. Миэктомия детрузора, это искусственное формирование дивертикула мочевого пузыря, при котором увеличивается объем мочевого пузыря.