Воспалительные заболевания органов мошонки (орхит, эпидидимит)

Эпидидимит — это воспаление придатка яичка. Орхит — воспаление самого яичка, а орхоэпидидимитодновременное воспаление яичка и его придатка. Яичко, придаток яичка и семенной канатик являются органами мошонки. На практике чаще всего наблюдается эпидидимит, реже орхоэпидидимит и еще реже изолированный орхит. Также достаточно редко встречается изолированное воспаление входящего в состав семенного канатика семявыносящего протока — деферентит. Данные воспалительные процессы могут протекать остро и хронически. Острый эпидидимит, орхоэпидидимит или орхит — это внезапно возникшее воспаление, сопровождающееся увеличением и уплотнением яичка и/или его придатка, резкими и интенсивными болями и подъемом температуры тела, ознобами.

Хроническое воспаление яичка и его придатка характеризуются длительным (от нескольких месяцев до нескольких лет) течением и устойчивостью к проводимому лечению. Хроническим течением чаще всего отличается туберкулезный эпидидимит. Рецидивирующие воспаления органов мошонки связаны с неадекватно проведенным лечением или повторным попаданием инфекции в придаток яичка и яичко. Хронические и рецидивирующие эпидидимиты, орхоэпидидимиты и орхиты проявляются менее выраженным увеличением и более локальным уплотнением органов мошонки, боль носит менее интенсивный и приступообразный характер и температура тела, как правило, нормальная. Причинами данных воспалительных процессов чаще всего бывают инфекции, которые попадают в придаток яичка через семявыносящий проток из мочеиспускательного канала (уретры). Причем у молодых мужчин, моложе 35 лет, это чаще всего инфекции передаваемые половым путем. В частности, хламидия трахоматис является причиной острых эпидидимитов молодых мужчин с частотой более 50%. Установлено, что в возрасте после 50 лет ведущей причиной воспалений органов мошонки являются кишечные микроорганизмы, которые вызывают инфекции мочевых путей (циститы, пиелонефриты). К ним относятся кишечная палочка, клебсиеллы, энтерококки, псевдомонады, протей. Реже причиной эпидидимита и орхита, а также деферентита, может стать туберкулезная или вирусная инфекция. Так у мальчиков моложе 15 лет орхиты нередко могут стать осложнением вирусного паротита (свинки) или краснухи. Развитию эпидидимита, орхита и орхоэпидидимита в значительной степени способствует резкое переохлаждение, которое приводит к ухудшению кровоснабжения мошонки. Воспаления органов мошонки также могут быть вызваны травмами и операциями на яичке, его придатке и семенном канатике. В связи с этим после травм мошонки и операций на ее органах часто назначаются антибиотики и противовоспалительные препараты.

Воспаления яичка и/или его придатка опасны, прежде всего, развитием мужского бесплодия. Если их своевременно и эффективно не лечить, они могут привести к нарушению образования сперматозоидов, их нормального развития и транспорта из яичка в задний отдел уретры, где окончательно формируется сперма. Если имеет место двухстороннее воспаление органов мошонки — опасность наступления бесплодия значительно выше. В таких случаях могут развиться и проблемы, связанные с недостаточной выработкой мужского полового гормона — тестостерона (снижение полового влечения, ослабление эрекции, снижение работоспособности, снижение мышечной массы).

Диагностика

В основе диагностики заболеваний яичка, его придатка и семенного канатика лежит физикальное обследование (прежде всего пальпация или ощупывание). Ведущими вспомогательными методами являются диафаноскопия и ультразвуковое исследование (УЗИ) мошонки. Все эти методы абсолютно безболезненны, а их правильное использование и надлежащая интерпретация позволяют поставить точный диагноз в подавляющем большинстве случаев. В последние годы УЗИ мошонки, как значительно более информативный и точный метод, практически вытеснил диафаноскопию. Для установления причин эпидидимита, орхита и орхоэпидидимита обязательно проводятся общий анализ и посев мочи на микрофлору, иногда выполняется анализ спермы (эякулята) на присутствие в ней различных инфекций. Выполняются тесты на наличие заболеваний, передаваемых половым путем. Если есть подозрения, осуществляется обследование на наличие микобактерий туберкулеза в моче и/или эякуляте.

Лечение

Лечение эпидидимита, орхита, орхоэпидидимита и деферентита осуществляется комплексно и без промедления. Выбор антибиотика при остром воспалительном процессе осуществляется урологом, андрологом эмпирически, с учетом известных возрастных особенностей причинных инфекций. По получении результатов микробиологических исследований и анализа на чувствительность выделенной микрофлоры к антибиотикам, возможна корректировка антибиотикотерапии, изменение ее длительности, дозировок препаратов, а иногда и самих препаратов и их комбинаций. Вместе с антибиотиками назначаются нестероидные противовоспалительные препараты с целью уменьшения воспалительного отека, болей. Применяется блокада семенного канатика по Лорин-Эпштейну анестетиком и антибиотиком, которая существенно уменьшает болевые ощущения. Всем пациентам во время лечения рекомендуется ношение подтягивающих мошонку тугих трусиков (плавок). Это способствует лучшему кровотоку и лимфоттоку в мошонке, ускоряет обратное развитие воспаления. При наличии гнойников или абсцессов яичка и его придатка, а также при хроническом рецидивирующем эпидидимите, плохо поддающемся лечению, в случае туберкулеза яичка — применяется хирургическое лечение. Оно может заключаться во вскрытии и дренировании абсцессов, частичном или полном удалении яичка и/или его придатка.

Профилактика

Для профилактики описанных выше заболеваний и их осложнений следует, прежде всего, избегать заражения инфекциями, передаваемыми половым путем и своевременно их лечить, не подвергаться резким переохлаждениям, беречь мошонку от травм. Следует одеваться достаточно тепло зимой.