Лечение остроконечных кондилом, папиллом

Остроконечные кондиломы – бородавки Остроконечные кондиломы – бородавки, расположенные на коже и слизистых оболочках гениталий, перианальной области, реже рта. Клинически - это образования, имеющие острые изрезанные края, узкую ножку. В случае единичных бородавок основание также узкое. Если поражение множественное, то имеется общее широкое основание. В этих случаях образования имеют вид «петушиного гребня». Остроконечные кондиломы эластичны из-за соединительнотканной стромы. Папиллома — это доброкачественное новообразование, вызванное папилломавирусом человека. Мужчины и женщины инфицируются в равной степени, а проявляется болезнь лишь через 2-3 месяца. Чаще всего вирус папилломы человека поражает людей с ослабленной иммунной системой. Риск инфицирования повышается у тех, кто ведет беспорядочную половую жизнь, имеет вредные привычки, например, много курит, злоупотребляет алкоголем, а также у женщин, длительно применяющих оральные контрацептивы.

При локализации на коже их цвет неотличим от цвета не измененной кожи, плотные. Расположенные на слизистой образования имеют розовый или ярко-красный цвет, имеют мягкую структуру. При наличии внешних воздействий могут кровоточить.

Локализация:

• головка полового члена
  • внутренний листок крайней плоти
  • уздечка полового члена
  • кожа мошонки и ствола полового члена
  • влагалище
  • шейка матки
  • наружное отверстие уретры
  • кожа промежности
  • перианальная зона
  • прямая кишка
  • полость рта
Особое значение имеют остроконечные кондиломы, которые располагаются на всем протяжении уретры и в мочевом пузыре.

Заболевание крайне контагиозно. После однократного полового контакта с больным человеком инфицирование наступает в 30-70 % случаев. Инкубационный период составляет от трех месяцев до нескольких лет. Доказано, что в большинстве случаев заболевание ассоциировано с папилломавирусом 6 и 11 типов.

Между сосочковыми разрастаниями остроконечных кондилом может скапливаться вагинальный секрет, смегма, воспалительный экссудат, что нередко приводит к появлению неприятного запаха. При присоединении вторичной инфекции наступает гнойно-некротический процесс, поверхность образования изъязвляется, они постоянно кровоточат. Если кондиломы повергаются трению, то это может приводить к значительному разрастанию кондиломатозных масс с образованием гигантских кондилом, Бушке-Левенштейна. Также это возможно при сахарном диабете и иммунодефицитах. Озлакочествление наблюдается редко и в первую очередь связано с наличием онкогенных типов ВПЧ, которыми мог быть инфицирован пациент. Остроконечные кондиломы склонны к частому рецидивированию, несмотря на проводимое лечение.

Дифференциальный диагноз необходимо проводить со следующими патологиями:

• широкие кондиломы при вторичном сифилисе
  • контагиозный моллюск
  • бовеноидный папуллез
  • красный плоский лишай
  • старческая кератома
  • чесоточная лимфоплазия
  • фибромы
  • вегетирующая пузырчатка
  • плоскоклеточный рак

Очень часто остроконечные кондиломы путают с так называемыми перламутровыми папулами полового члена. Последние не являются заболеванием и представляют собой вариант нормы.

Полностью все аспекты лечения данной патологии не разработаны и требуют определения единой тактики ведения таких пациентов. Это связано с тем, что кондиломы склонны к рецидивированию, что обусловлено не новым инфицированием, а повторной реактивацией вируса в организме человека. Мною наблюдались случаи самопроизвольной ликвидации образований без проведения какого-то либо лечения. В тоже время, если не проводится лечение, у большей части пациентов наступает ухудшение течения болезни, что проявляется увеличением объема остроконечных кондилом.

Лечение заключается в проведении комбинированной терапии (сочетание различных медикаментозных методов вместе с удалением образований). К медикаментозным методам относят следующие группы препаратов:

Интерфероны (Человеческий лейкоцитарный интерферон, рекомбинантный бета-интерферон,альфа-интерферон, Интрон-А, Лейкинферон). Эти препараты могут быть использованы для введения непосредственно в очаг поражения, а также системно.

Иммуномодуляторы для местного применения (Генферон, Имунофан).

Индукторы эндогенного интерферона. Некоторые из них обладают противовирусной активностью (Циклоферон, Неовир, Амиксин, Панавир, Гепон). Могут применяться системно и локально.

Системные иммуномодуляторы (Имунофан, Изоприназин, Лавомакс, Ликопид, Полиоксидоний). Успех лечения во многом зависит от проведения одномоментного удаления всех образований с возможными дополнительными процедурами.

Удаление остроконечных кондилом проводится под местной анестезией путем элетрокоагуляции, вапоризации.

Во время лечения половые контакты исключаются. После полного избавления пациентов от кондилом половые контакты на протяжении полугода рекомендуется проводить только с использованием презервативов. В случае сопутствующих урогенитальных инфекций, передаваемых половым путем, рекомендуется провести их лечение.